Урок математики или, как рассчитать убавки и прибавки петель

Сегодня немного теории… Рано или поздно перед каждой вязальщицей возникает вопрос,  как рассчитать убавки и прибавки петель.

Мы с Вами рассматривали, как рассчитывать петли в прямом вязанном полотнеПрямое вязанное полотно встречается в таких изделиях, как шарф, палантин, покрывало и т.д.

В вязании же кофточек, шапочек и даже носочков и варежек наряду с прямыми участками вязания присутствуют различные непрямые отрезки, такие как – горловина, скос плеча, окат рукава, вытачки, мысок у варежки или носка и т.п., в которых необходимо делать убавки спицами или крючком

Так как рассчитать убавки и прибавки петель для этих деталей изделия?

А рассчитываются они по треугольникам.

Мы рассмотрим на простейшем примере…

В дальнейшем, когда будем делать чертеж к выкройкам вещей, рассмотрим более детально)))

А пока предположим, что нам нужно связать платок – косынку треугольную))) шириной 60 см и высотой  45 см.

Делаем чертеж. Естественно нет надобности в данном случае делать чертеж в натуральную величину))) Просто рисуем равнобедренный треугольник.

как рассчитать убавки и прибавки петель по треугольникам

Предположим, что мы уже связали образец узора, который хотим видеть на этом изделии, провели все испытания на нем и рассчитали петли для прямого полотна)))

У нас получилось: 1см по ширине=3 петли

1 см по высоте=4 ряда

А дальше опять пошла сплошная математика)))

Считаем: для основания нам нужно набрать 60*3=180 петель

и по высоте провязать 45*4=180 рядов, но при этом убавив петли до 1)))

Как это сделать?

Расчет делается по прямоугольному треугольнику, т.е. берем половину косынки.

За 180 рядов нужно убавить 90 петель

Высоту делим на ширину: 180/90=2, это значит, что нужно убавлять по 1 петле в каждом втором ряду.

А т.к у нас взята для расчета только половина треугольника, то для целого мы будем убавлять петли либо с обоих сторон изделия в каждом втором ряду, либо в каждом ряду по одной петле в начале ряда.

Это “идеальный” пример, когда у нас все разделилось без остатка, чаще всего так не бывает)))

Предположим, что у нас получилась другая плотность вязания)))

Например: 1 см по ширине = 2 петли

1 см по высоте = 3 ряда

Считаем: для основания нам нужно набрать 60*2=120 петель

и по высоте провязать 45*3=135 рядов, но при этом убавив петли до 1)))

За 135 рядов нужно убавить 60 петель ( помним что рассчитываем по половине треугольника)

Высоту делим на ширину: 135/60,как в начальной школе столбиком с остатком)))

 

Получается 2 и остаток 15. Чтобы при убавках учесть оставшиеся 15 рядов. надо равномерно распределить их по высоте треугольника, добавляя по одному ряду в участке рядов с единичной убавкой, т.е. количество рядов 15-ти участков будет не 2 ряда, а 2+1=3 ряда.

  • 15 раз убавить по 1 петле в каждом 3 ряду.

и

60 убавок -15 убавок = 45 убавок

  • следовательно, 45 раз убавить по 1 петле в каждом 2-ом ряду.

Проверяем)))

15 раз*3=45 и 45раз*2=90, 45+90=135 рядов. расчет верен
Прибавки рассчитываются по этой же формуле

Это все касается единичных убавок и прибавок петель.

Все не так уж и сложно))) Немножко потренироваться и все будет ОК!)))

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! :)

9 комментариев

  1. Добрый день, не могли бы разъяснить вопрос, как сделать расчет убавления петель для капюшона на люльке для ребенка. вяжу из трикотажной пряжи. нигде не могу найти объяснение. у меня 58 петель всего. Буду очень благодарна.

    1. Здравствуйте, Ольга) Чтобы попытаться Вам ответить, мне нужно видеть, что и чем Вы вяжете))) Пожалуйста, фотку прикрепите к комментарию или ссылку киньте на внешний вид изделия, который Вы хотели бы связать.

  2. Помогите, пожалуйста! ? Как рассчитать частоту равномерных убавок в одном ряду, если из 90 петель, необходимо получить 54 петли, т.е убавить 36 петель.

    1. Марина, здравствуйте) 18 раз убавляем каждую вторую петлю и 18 раз каждую третью. Чтобы убавки были более равномерными можно чередовать – каждую 2, каждую третью)

    1. Д… Не знаю, как к Вам обращаться… где Вы нашли эти цифры? строчку скопируйте в комментарий… я их не вижу в тексте, поэтому не могу ответить Вам на Ваше негодование)))

    2. Всё нашла… здесь нужно делить не на счётной машинке – число получается не дробное, а с остатком. Т.е. 15, это не после запятой – это остаток. 135 – 120=15 120=60/2

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *